Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ»

11.01.2017, 23:03      Новости Астрахани

О фильме Андрея Кравчука «Викинг»

Слова, сказанные на несколько веков позже другим русским князем, как нельзя лучше отражают смысл и основную (довольно незамысловатую) идею нового кинофильма о князе Владимире.

Впрочем, появление подобного фильма было весьма предсказуемым и обусловлено ходом российской истории последних лет, и прежде всего - воссоединением Крыма с Россией. А Крым для России, как нас пытаются сегодня убедить, - место сакральное, ведь там крестился сам Владимир – будущий креститель Руси.

В начале фильма Владимир (Данила Козловский) - жестокий и беспощадный воин («викинг»), вступает в усобицу и направляет свою варяжскую дружину на Киев, где правит его старший брат Ярополк. Незадолго до этого в этой первой древнерусской усобице погибает средний брат Олег, правивший в Древлянской земле. По пути на Киев Владимир захватывает Полоцк, грабит его, берет силой дочь полоцкого князя Рогнеду, а после убивает обоих ее родителей.

Заняв Киев, Владимир совершает еще более тяжкий грех (хотя понятия «грех» в дохристианские времена, по-видимому, не существовало) – заманивает брата Ярополка на переговоры, где того убивают.

Кровавый путь Владимира к вершинам власти таким образом завершается, и в картине он показан без прикрас. Создатели фильма даже и не пытаются обелить Владимира, откровенно и натуралистично отображают его преступления в картине.

Однако стать князем – это еще полдела. Теперь надо полученную власть удержать, бороться против сторонников покойного Ярополка, действующих в союзе с печенегами, задабривать варягов золотом, пытаться проводить религиозную реформу, возрождая забытого во времена Святослава бога, требующего человеческих жертв.

Довольно много внимания уделено борьбе с печенегами, окончательно обезопасить Русь от которых удастся лишь сыну Владимира Ярославу Мудрому. Звенят мечи, свистят стрелы, пробивают доспехи и тела массивные копья. Берсерк, напившийся отвара мухоморов, крушит всё и всех на своём пути…

Рогнеда, внешне смирившаяся со своей судьбой и даже воспылавшая к мужу страстью, всё же не забыла, кто он и как появился в ее жизни. После того, как она предпринимает попытку убить Владимира, тот отправляет ее обратно в Полоцк.

А сам под влиянием византийцев совершает довольно странный поход на Корсунь, где позже принимает в жены сестру византийского императора Анну. Взять город Владимиру помогает поп Анастас, которому бывшая жена Ярополка Ирина передала записку на стреле. В послании сообщалось, где проходит водопровод. После его разрушения Корсунь сдалась.

Разговор с Анастасом, его короткая, но проникновенная исповедь приводит в фильме к началу нравственного перерождения князя. И вот он уже отказывается совершить вероломное убийство «базилевса», чем вызывает негодование своего воеводы Свенельда, явно нежелающего разделять новых принципов князя, но как будто бы сроднившегося со своим князем, ставшим с ним единым целым.

Уже слыша свист камней, запущенных в автора этой рецензии знатоками древнерусской истории (а чем древнее история, тем больше у нее «знатоков»), остановимся и скажем: всё, что показано в фильме – и реальные исторические факты (а их немало!), и вымысел - это часть одного художественного кинопроизведения, а не историческая хроника и не документальный фильм-исследование. И задача авторов фильма состояла, мне кажется, не столько воссоздать историческую действительность X века (тем более, что основным источником, как ни крути, остаётся «Повесть временных лет», которой авторы фильма придерживаются), сколько свести происходящее на экране к той самой нравственной формуле: «Не в силе Бог, а в Правде». Не викинг воспевается в фильме, а христианин.

Да, есть в картине и перебор с натурализмом: вся эта грязь, в которой живут славяне, реки крови и груды костей (но вспомним, что фильм вышел в двух версиях «12+» и «18+» - так что правильно рассчитывайте силу своих нервов, товарищи зрители. А где-то есть, между тем, и недостаток этого самого натурализма. Например, в любовной сцене супругов Владимира и Рогнеды последняя предстает, как будто после посещения спа-салона, а в самом акте любви выкидывает такое, что древнерусским княгиням и не снилось, я думаю. Печенеги уж больно похожи на монголов, а викингов варягами практически никто не называет.

«То всё ошибки, всё накладки и заблуждения веков», - приходят на ум стихотворные строки Василия Фёдорова, сказанные им, конечно, совсем по другому поводу. А фильма суть – она проста. И название поэтому выбрано неслучайно.

Владимир предстает в начале фильма не русичем, не великими князем и даже не славянином. Он - сын рабыни, воин, «викинг», которому ещё предстоит завоевать своё место под солнцем с помощью силы и коварства. Или умереть. Таким бы и остался Владимир в памяти народной, а может, и история пошла бы иным путем, если бы не последующий выбор веры, одухотворившей жизнь народа. И здесь, конечно, не всё проходило так гладко, как показано (едва показано) в финальных сценах фильма. Ведь в истории и сопротивление новой вере было ожесточенным, и насаждалась она отнюдь не безболезненно. Как и всякая новая религия, беспощадно уничтожало христианство старые верования: и «отреченные» книги сжигали, и историю переписывали…

Но… дадим слово Льву Николаевичу Гумилёву, в представлении не нуждающемуся: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». А выбор это сделал не кто иной, как Владимир. Честь ему за это и хвала!

Хочется даже поблагодарить создателей фильма за то, что не пошли по пути упрощенной идеализации при создании образа князя, не выставили его белым и пушистым ревнителем православия.

В заключение хочется вернуться к Александру Невскому, процитированному мною в заголовке статьи. Разве ж он не дружил и не хитрил с татарами, не отвоёвывал с их помощью Великий Стол, не потопил в крови новгородское восстание, не душил на корню всякое сопротивление Орде, не братался с сыном Бату-хана Сартаком? Но за это ли получил прозвище «Солнце земли русской»? Нет, а за то, что обезопасив западные рубежи Руси и замирившись с татарами, принёс родной стороне долгожданный мир.

И Владимир, и Александр не были добрыми пастырями, а жестокими и хладнокровными правителями, вынесшими на своих плечах всю тяжесть, всё бремя власти. И если и творили зло, то во имя грядущего торжества добра.

Источник: www.kprfast.ru
 Читайте также:

В Астрахани могут открыть российско-иранский цементный завод

По данным министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области, состоялась встреча регионального министра Дениса Афанасьева с руководством компании ОАО «Цементный завод Мазандаран». На заседании обсудили перспективы создания совместного предприятия в ОЭЗ «..

Астраханский драмтеатр начинает новый сезон

Сегодня в Астраханском драматическом театре прошел сбор труппы. Коллектив театра обсудил планы работы на новый, 207-й театральный сезон. Откроется сезон 15 сентября премьерой исторической драмы «Князь Владимир», ставшей лауреатом конкурса исторических пьес Минкультуры России. ..

Астраханские врачи осваивают новые высокотехнологичные операции

В 2017 году высокотехнологичную помощь за счет всех источников финансирования оказывают 9 медицинских организаций Астраханской области. Ведущими медицинскими организациями, оказывающие ВМП являются: Александро-Мариинская областная клиническая больница, Областной онкологический..

В Астрахани детские сады оставят без воды

Завтра 23 августа с 9 утра будет прекращено холодное водоснабжение до окончания ремонтных работКак стало известно сетевому изданию Astrakhan.Site от управления информационной политики администрации МО «Город Астрахань», «Астрводоканал» будет проводить ремонтные работы на Комсо..

После 22.00 детские прогулки без взрослых запрещены

В Астрахани продолжается работа по контролю за соблюдением закона «О защите нравственности и здоровья детей». Речь идет о региональном нормативно-правовом акте, запрещающем несовершеннолетним находиться после 22.00 в общественных местах без сопровождения взрослых. В рейдовых м..

В Астрахани задержан водитель иномарки, который скрылся после наезда на 17-летнего пешехода

Вчера утром на Набережной Приволжского Затона водитель автомобиля «Chevrolet Lanos», двигаясь со стороны улицы Сен-Симона, совершил наезд на пешехода. Он пересекал проезжую часть по нерегулируемому переходу. В результате астраханец 2000 года рождения получил закрытую че..

На ул. Соликамской укладывают асфальт

В Астрахани продолжается ремонт и модернизация дорожных объектов в рамках проекта федерального министерства транспорта «Безопасные и качественные дороги». На данный момент в Астрахани уложено более 50% асфальтобетонного покрытия на дорогах, включенных в федеральный проект на 2..

В Астрахани действует открытая площадка для гармонизации детско-родительских отношений

В преддверии нового учебного года для семей с детьми, постоянных членов Родительского клуба, находящихся на психологическом патронаже в многопрофильном социальном центре «Семья», состоялся выезд в село Иванчуг Камызякского района на базу семейного отдыха с действующим на её те..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство