Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ»

11.01.2017, 23:03      Новости Астрахани

О фильме Андрея Кравчука «Викинг»

Слова, сказанные на несколько веков позже другим русским князем, как нельзя лучше отражают смысл и основную (довольно незамысловатую) идею нового кинофильма о князе Владимире.

Впрочем, появление подобного фильма было весьма предсказуемым и обусловлено ходом российской истории последних лет, и прежде всего - воссоединением Крыма с Россией. А Крым для России, как нас пытаются сегодня убедить, - место сакральное, ведь там крестился сам Владимир – будущий креститель Руси.

В начале фильма Владимир (Данила Козловский) - жестокий и беспощадный воин («викинг»), вступает в усобицу и направляет свою варяжскую дружину на Киев, где правит его старший брат Ярополк. Незадолго до этого в этой первой древнерусской усобице погибает средний брат Олег, правивший в Древлянской земле. По пути на Киев Владимир захватывает Полоцк, грабит его, берет силой дочь полоцкого князя Рогнеду, а после убивает обоих ее родителей.

Заняв Киев, Владимир совершает еще более тяжкий грех (хотя понятия «грех» в дохристианские времена, по-видимому, не существовало) – заманивает брата Ярополка на переговоры, где того убивают.

Кровавый путь Владимира к вершинам власти таким образом завершается, и в картине он показан без прикрас. Создатели фильма даже и не пытаются обелить Владимира, откровенно и натуралистично отображают его преступления в картине.

Однако стать князем – это еще полдела. Теперь надо полученную власть удержать, бороться против сторонников покойного Ярополка, действующих в союзе с печенегами, задабривать варягов золотом, пытаться проводить религиозную реформу, возрождая забытого во времена Святослава бога, требующего человеческих жертв.

Довольно много внимания уделено борьбе с печенегами, окончательно обезопасить Русь от которых удастся лишь сыну Владимира Ярославу Мудрому. Звенят мечи, свистят стрелы, пробивают доспехи и тела массивные копья. Берсерк, напившийся отвара мухоморов, крушит всё и всех на своём пути…

Рогнеда, внешне смирившаяся со своей судьбой и даже воспылавшая к мужу страстью, всё же не забыла, кто он и как появился в ее жизни. После того, как она предпринимает попытку убить Владимира, тот отправляет ее обратно в Полоцк.

А сам под влиянием византийцев совершает довольно странный поход на Корсунь, где позже принимает в жены сестру византийского императора Анну. Взять город Владимиру помогает поп Анастас, которому бывшая жена Ярополка Ирина передала записку на стреле. В послании сообщалось, где проходит водопровод. После его разрушения Корсунь сдалась.

Разговор с Анастасом, его короткая, но проникновенная исповедь приводит в фильме к началу нравственного перерождения князя. И вот он уже отказывается совершить вероломное убийство «базилевса», чем вызывает негодование своего воеводы Свенельда, явно нежелающего разделять новых принципов князя, но как будто бы сроднившегося со своим князем, ставшим с ним единым целым.

Уже слыша свист камней, запущенных в автора этой рецензии знатоками древнерусской истории (а чем древнее история, тем больше у нее «знатоков»), остановимся и скажем: всё, что показано в фильме – и реальные исторические факты (а их немало!), и вымысел - это часть одного художественного кинопроизведения, а не историческая хроника и не документальный фильм-исследование. И задача авторов фильма состояла, мне кажется, не столько воссоздать историческую действительность X века (тем более, что основным источником, как ни крути, остаётся «Повесть временных лет», которой авторы фильма придерживаются), сколько свести происходящее на экране к той самой нравственной формуле: «Не в силе Бог, а в Правде». Не викинг воспевается в фильме, а христианин.

Да, есть в картине и перебор с натурализмом: вся эта грязь, в которой живут славяне, реки крови и груды костей (но вспомним, что фильм вышел в двух версиях «12+» и «18+» - так что правильно рассчитывайте силу своих нервов, товарищи зрители. А где-то есть, между тем, и недостаток этого самого натурализма. Например, в любовной сцене супругов Владимира и Рогнеды последняя предстает, как будто после посещения спа-салона, а в самом акте любви выкидывает такое, что древнерусским княгиням и не снилось, я думаю. Печенеги уж больно похожи на монголов, а викингов варягами практически никто не называет.

«То всё ошибки, всё накладки и заблуждения веков», - приходят на ум стихотворные строки Василия Фёдорова, сказанные им, конечно, совсем по другому поводу. А фильма суть – она проста. И название поэтому выбрано неслучайно.

Владимир предстает в начале фильма не русичем, не великими князем и даже не славянином. Он - сын рабыни, воин, «викинг», которому ещё предстоит завоевать своё место под солнцем с помощью силы и коварства. Или умереть. Таким бы и остался Владимир в памяти народной, а может, и история пошла бы иным путем, если бы не последующий выбор веры, одухотворившей жизнь народа. И здесь, конечно, не всё проходило так гладко, как показано (едва показано) в финальных сценах фильма. Ведь в истории и сопротивление новой вере было ожесточенным, и насаждалась она отнюдь не безболезненно. Как и всякая новая религия, беспощадно уничтожало христианство старые верования: и «отреченные» книги сжигали, и историю переписывали…

Но… дадим слово Льву Николаевичу Гумилёву, в представлении не нуждающемуся: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». А выбор это сделал не кто иной, как Владимир. Честь ему за это и хвала!

Хочется даже поблагодарить создателей фильма за то, что не пошли по пути упрощенной идеализации при создании образа князя, не выставили его белым и пушистым ревнителем православия.

В заключение хочется вернуться к Александру Невскому, процитированному мною в заголовке статьи. Разве ж он не дружил и не хитрил с татарами, не отвоёвывал с их помощью Великий Стол, не потопил в крови новгородское восстание, не душил на корню всякое сопротивление Орде, не братался с сыном Бату-хана Сартаком? Но за это ли получил прозвище «Солнце земли русской»? Нет, а за то, что обезопасив западные рубежи Руси и замирившись с татарами, принёс родной стороне долгожданный мир.

И Владимир, и Александр не были добрыми пастырями, а жестокими и хладнокровными правителями, вынесшими на своих плечах всю тяжесть, всё бремя власти. И если и творили зло, то во имя грядущего торжества добра.

Источник: www.kprfast.ru
 Читайте также:

В астраханском онкодиспансере можно получить консультацию по реабилитации стомированных больных по телефону

Задать интересующие вопросы пациенты и их близкие могут по номеру 62-17-82 в рабочее время. Кабинет реабилитации стомированных больных работает на базе поликлиники областного онкологического диспансера. Здесь оказывается квалифицированная помощь пациентам после операции..

В Астраханской области женщина зарубила супруга топором

По данным предварительного следствия, в июле этого года между 54-летней астраханкой и ее супругом возник конфликт. В ходе которого женщина взяла топор и несколько раз ударила им по голове лежащего на кровати мужа. От полученных травм мужчина скончался на месте. Сейчас уста..

В Астрахани парень умер, перелезая через забор

Скончался на месте От массивной кровопотери скончался молодой астраханец, который порезал руку, перелезая через забор. Трагедия произошла 19 июля. Молодой человек, находясь подшофе, решил перелезть через забор на улице Атарбекова, перерезал локтевую артерию. Откр..

Астраханские полицейские посетили детский оздоровительный лагерь

Сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Астраханской области приняли участие в выездной профилактической акции «Лето на здоровье». В мероприятии, состоявшемся для отдыхающих детского оздоровительного лагеря «Ребячья Усадьба «Чудотворы»» в..

В Астрахани произошло ДТП с участием маршрутки и автобуса

Авария случилась на ул. Бабаевского. 25-летний водитель маршрутного такси №37, перестраиваясь, не уступил дорогу 25-му автобусу, за рулем которого находился мужчина 1961 года рождения. Отметим, виновник ДТП перевозил пятерых пассажиров, которые не пострадали. А в салоне автобуса ..

Астраханские инвалиды-колясочники просят качественного технического оснащения

Как быть, если ноги заменили некачественные колеса Астраханские инвалиды жалуются на качество технического оснащения, говоря, что теми же креслами-колясками пользоваться невозможно. Ответственное за оснащение ведомство уверяет, что прислушивается к мнению своих «клиенто..

В Астрахани маршрутка столкнулась с автобусом

Пресс-служба УМВД России по Астраханской области сообщает, что в 10ч. 50м 25-летний водитель, управляя автомобилем «Volkswagen» (маршрут №37), двигаясь со стороны улицы Бабаевского в направлении улицы Энергетической, при перестроении не уступил дорогу и совершил столкновение с дв..

В Харабалинском районе создают сказки на магнитной доске

Благодаря реализации на территории Астраханской области долгосрочной целевой программы «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями «Право быть равным» при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для отделения по работе с семьёй ..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство